Форты Брестской крепости

История строительства фортов

   Ко второй половине XIX века Брестская крепость, на укрепление и совершенствование которой были потрачены годы и миллионы рублей, уже не вполне соответствовала своему назначению. К этому времени в мире на вооружение была принята нарезная артиллерия, дальность, точность и разрушительная сила которой значительно превышала возможности гладкоствольных пушек. Директор Главного инженерного управления генерал-адъютант Э.И. Тотлебен предлагал принять меры по защите новых крепостных укреплений от навесного огня: разобрать верхние ярусы башен и высоких каменных казематов, т.к. они являются хорошими ориентирами для артиллерии противника и укрыть казематы толщами земли. И со второй половины 60-х годов XIX века началась поэтапная реконструкция Брестской крепости.

   В конце 60-х годов XIX века севернее крепости проложили железную дорогу Москва – Варшава, насыпь которой образовала “мертвую зону” перед Кобринским укреплением. Для контроля над этим участком, в 1869 году было начато сооружение передового укрепления “Граф Берг” и крупной земляной батареи. Это был первый форт Брестской крепости, находившийся на расстоянии 850 метров от главной оборонительной линии. Форт, пятиугольный в плане, состоял из контрэскарпной галереи на напольном и боковых фасах, рва и главного вала, в котором размещались два фланговых капонира и двухэтажная казематированная казарма, соединяющаяся с капонирами аппарелями. В горжевой части находились полукапонир, два пороховых погреба и кухня. Основные строительные работы завершились в 1872 году. С Кобринским укреплением форт связывала мощеная дорога, приводившая к Александровским воротам, которые были переименованы в Белостокские.

   Опыт франко-прусской войны подтвердил неэффективность и незащищенность замкнутой крепости-лагеря перед массированными бомбардировками с использованием нарезной артиллерии. С этого времени основой обороны крепости стали мощные артиллерийские форты, удаленные от центрального укрепления и приспособленные к самостоятельной и долговременной обороне. И в 1873 году было принято решение о необходимости возведения передовых укреплений для таких крепостей как Новогеоргиевск, Ивангород, Александровская цитадель и Брест-Литовск. Были составлены и изданы типовые чертежи новых фортов. По сути, укрепление являлось выдвинутой вперед батареей, в которой практически не предусматривалось наличие пехоты.

   В ноябре 1878 года был утвержден план усиления Брест-Литовской крепости кольцом из 7 передовых укреплений, находившихся на расстоянии 3,5 – 4 км от Цитадели и друг от друга. В 1878 – 1880 гг. в северном и северо-восточном секторах были построены форты I, II и III. В ходе выполнения работ в план были внесены коррективы и в этих секторах появились еще два форта: форт VIII (между фортами I и II) и форт IX (в районе железнодорожного вокзала, между фортами II и III).
   В 1883 году, после завершения первых четырех фортов приступили к строительству остальных пяти. Опыт, полученный в результате русско-турецкой войны, заставил инженеров разработать новый типовой проект форта. Новый типовой форт был в плане пятиугольным и с двумя валами. Высокий внутренний вал с пятью казематированными траверсами предназначался для установки артиллерийских орудий крупного и среднего калибра. На переднем, низком валу, была оборудована стрелковая позиция, в углах которой имелись барбеты для легких противоштурмовых пушек. Рвы напольных и горжевого фасов защищались двумя капонирами, а боковые – двумя полукапонирами. Жилая казарма с четырьмя казематами, рассчитанными на роту солдат, располагалась внутри форта и была связана с капонирами и полукапонирами потернами, входы в которые запирались изнутри железными дверями 30-сантиметровой толщины с массивными замками. В потернах были устроены пороховые погреба. Форты IV – VIII, которые возводились по этому проекту, имели незначительные изменения в конструкции, вызванные привязкой к данной местности.

   Таким образом, за 10 лет к 1888 году вокруг Брест-Литовской крепости было возведено девять кирпично-земляных фортов, в каждом из которых можно было разместить гарнизон, численностью около 250 человек и до 20 орудий. Форты I, II и III имели сухие рвы, а рвы остальных были заполнены водой. Общая длина оборонительной линии достигала 30 км.
В начале 1890-х годов в Брест-Литовской крепости приступили к инженерному развитию межфортовых промежутков. В каждом секторе строили пороховые склады, насыпали земляные валы, прикрывавшие позиции артиллерийских батарей. Часть передовых опорных пунктов была оборудована бетонными укрытиями. Много усилий было затрачено на создание сети коммуникаций, обеспечивавшей связь между объектами.
   Еще перед началом русско-японской войны в северо-восточном секторе начали возводить новый бетонный форт X по проекту генерала Величко. Он находился в двух километрах восточнее фортов III и IX, и стал первым самостоятельным опорным пунктом, вынесенным за пределы оборонительной линии.

   Поражение в русско-японской войне, давшее толчок первой русской революции 1905 – 1907 гг., привело к некоторому торможению строительства крепостей в России. В Брест-Литовской крепости работы велись только на форту V: капониры, казематы, потерны перестраивались по старому проекту, но только из бетона. На валу появились пять двухъярусных казематов для прислуги противоштурмовых орудий.

   В 1909 году был разработан план усовершенствования Брест-Литовской крепости: было решено возвести вокруг нее второе кольцо фортов (на расстоянии 9 – 9,5 км от Цитадели.) Согласно плану, оборонительный обвод должен был состоять из 14 фортов, 21 опорного пункта, 5 оборонительных казарм и нескольких десятков артиллерийских батарей. На расстоянии 6 – 7 км от крепости создавалась линия из 11 новых фортов, получивших литерные обозначения: А, В, Г, Е, Ж, З, И, К, Л, М, О. В состав этой позиции вписывались и старые форты I, VIII и X. Два последних стали, соответственно, фортами Б и Д. Между фортами планировалось возвести опорные пункты, предназначенные для подвижных резервов, а так же казармы и артиллерийские погреба.
   Проекты укреплений разрабатывались на месте, самими военными инженерами – производителями работ, под общим руководством известного военного фортификатора, профессора Николаевской военно-инженерной академии генерала Н.А. Буйницкого, периодически приезжавшего в Брест-Литовск.

   На первом этапе были переоборудованы старые форты IV, VII и VIII первой линии, в которых кирпичные перекрытия казематов были укреплены слоем бетона, из расчета, что они должны выдержать попадание 420-мм снарядов. В 1911 году началось строительство форта Ж.

Форт "Ж" (Дубинники). Снимок с дирижабля, 1914 год.
(Из книги В.В. Бешанова " Брестская крепость")

   К полномасштабным работам по возведению второго фортового кольца притупили летом 1913 года. Укрепления возводились в определенной последовательности в зависимости от их важности в оборонительном отношении. На строительство каждого форта, по предварительным расчетам, отводилось 3 года.Работы, соответственно, разбивались на три этапа: возведение напольного вала с помещением для дежурной части, постройка боковых фасов, строительство казармы с горжей. В первую очередь укреплялось западное направление и фланги крепостной позиции. Однако, к началу первой мировой войны строительство и реконструкция укреплений завершены не были. Из 16 фортов, которые следовало построить и модернизировать, пять так и не были начаты, шесть были готовы наполовину, два – на две трети, и только форты “А” и “Ж” удалось закончить полностью.

   17 июля 1914 года в Брест-Литовской крепости было введено военное положение. Началась эвакуация семей офицеров. В крепости развернулись интенсивные работы по подготовке ее к обороне. Работы велись круглосуточно и к ним было привлечено местное население. К октябрю 1914 года 14 фортов, 5 оборонительных казарм, 21 промежуточный опорный пункт и другие укрепления были почти закончены. Наиболее сильно были развиты оборонительные сооружения в западном и южном секторах. Промежутки литерного пояса были усилены окопами, ходами сообщения и искусственными препятствиями, в предполье созданы передовые позиции.
   К весне 1915 года крепостная позиция получила законченный вид – Брест-Литовск стал одной из наиболее подготовленных к войне русских крепостей. Но сыграть отведенную ей в этой войне роль крепости было не суждено. Первое время, укрепленная по последнему слову фортификационного искусства крепость использовалась в качестве тыловой базы. Дивизия, которая должна была размещаться в крепости и защищать ее была отправлена на фронт, ее сменила другая, тоже вскоре отправившаяся следом за первой. В конце концов в крепости разместились 2 ополченческие части, состоявшие из “ратников 2-го разряда”, по-нашему – белобилетники. На фронт постепенно вывозились крепостные орудия и снаряды. Имея сильные фортификационные сооружения, по характеру гарнизона и запасов крепость была не в состоянии выдержать длительную осаду. Учитывая угрозу обхода Брест-Литовска (к нему с трех направлений подходили три корпуса противника), русское командование приняло решение взорвать крепость, вывезя предварительно все имущество и взорвав укрепления. Все имущество, свозившееся в первоклассную крепость десятилетиями должно было быть вывезено в течение 5 дней! Были уничтожены литерные форты северо-восточного сектора, достроенные в основном, в виде временных укреплений. Абсолютно был разрушен новейший, полностью достроенный форт “Ж” (Дубинники). Номерные же форты и укрепления Цитадели пострадали незначительно. Зато, в последние два дня эвакуации был полностью уничтожен город Брест-Литовск – было разрушено около 80% зданий.
   Первыми к линии брестских фортов вышли австрийцы. В ночь с 12 на 13 августа они захватили крепость и разрушенный и горящий город. Таким образом, несмотря на затраченные силы и средства, Брест-Литовская крепость практически не приняла участия в боевых действиях.

   18 марта 1921 года, после длительного периода войн, между РСФСР, Украиной и Польшей был подписан Рижский мирный договор, по которому территория западной Беларуси вошла в состав “второй” Речи Посполитой. Брест стал столицей Полесского воеводства. За пять лет войны крепостные сооружения были практически полностью разрушены. Восстановительные работы, проводившиеся силами польского гарнизона продолжались почти 10 лет.

   1 сентября 1939 года германская авиация нанесла мощные бомбовые удары по польской территории, в том числе и по Брестской крепости. Началась Вторая мировая война. Из крепости началась эвакуация семей офицеров, а высшее польское командование и штаб округа переехали в форт V. 17 сентября крепость Брест была захвачена немецкими войсками, над ней был поднят флаг со свастикой. В тот же день, только рано утром восточную польскую границу перешли советские войска, под девизом оказания помощи братским украинскому и белорусскому народам. Согласно советско-германскому протоколу о демаркационной линии Брест отходил к СССР и 23 сентября в Бресте состоялся совместный советско-немецкий парад. Над крепостью был поднят новый флаг, на этот раз уже советский.
   Летом 1940 года началось строительство 62-го брестского УРа. Долговременные сооружения возводились по восточному берегу Западного Буга, непосредственно вдоль границы, т.е. ввиду у немецких застав. А бетонированные точки (БОТы) и ДЗОТы первой линии великолепно просматривались с немецких наблюдательных пунктов. К началу войны в боевой готовности были только 23 долговременные огневые точки. Форты V и VIII так же были укреплены и в них разместились стрелковые батальоны.

   История обороны крепости вкратце описана на страничке, посвященной Брестской крепости. О судьбе фортов в годы войны информацию найти не так просто. Известно, что на территории фортов II, III, IX, X и на форту Ж (Дубинники) фашисты устраивали массовые расстрелы жителей Бреста и окрестных районов.

   Послевоенные годы нанесли крепости больший урон, чем “все сражения и вражеские армии вместе взятые”. В полуразрушенном городе кипело строительство: восстанавливались дома, предприятия, различные хозяйственные сооружения. Для всего этого требовались строительные материалы и местные жители разбирали на кирпичи руины крепости и старых фортов. Из отличных “царских” кирпичей строились дома для командного состава, казармы, гаражи и многое другое. Многие неоконченные форты попали под городскую и дачную застройку и были полностью уничтожены.


Современное состояние

   Часть фортов (западный сектор) сейчас находятся на территории Польши и, как говорят, они находятся в неплохом состоянии. А из тех, что находятся по нашу сторону границы (прошу прощения – на территории Беларуси) доступны для осмотра только три: I, IV и V.

   Форт I представляет собой кирпично-земляную батарею с небольшими позднейшими переделками. Правда, там отсутствуют некоторые существенные детали – капониры и казарма. На западном крае форта выстроен ДОТ. Вообще вокруг этого форта много ДОТов 62 УРа. Территорию этого форта облюбовали любители шашлыков, и, соответственно там неуклонно растет свалка.

   Форт IV доступен к осмотру лишь частично – часть его построек находятся на территории то ли какой-то в/ч, то ли пожарной части, к тому же он частично взорван. Форт представляет собой модернизированную кирпично-земляную батарею. Сохранился один кирпичный каземат, а также бетонная казарма с потерной. Этот форт, как и пятый, облюбовали летучие мыши. Здесь зимуют большие колонии летучих мышей, там попадаются и очень редкие виды. Мышам очень нравится специфический микроклимат этих фортификационных сооружений – большая влажность и постоянная температура около +5°. В 1999 году на территории 4-го форта Брестской крепости был образован специальный резерват "Барбастелла" по охране рукокрылых.

   Форт V. Это наиболее сохранившийся из фортов Брестской крепости. Он является филиалом музея Брестская крепость. Вобщем, спешите видеть!!!

   Форт VIII находится на территории в/ч и, как говорят, неплохо сохранился. Но осмотреть его не удастся.

   Форт IX полностью сровняли с землей. Сейчас это абсолютно плоский участок земли, окруженный рвом. От всех фортовых построек осталось лишь небольшая россыпь кирпичей и крошечный кусочек свода одной из потерн. В настоящее время используется под местный дендрариум. Но посторонним доступ туда запрещен.

   Форты “Д” и “Е” попали под дачную застройку и были уничтожены. От них осталить только части рвов. Форты восточного сектора были по большей части земляные (их не успели полностью построить и только спешно подготовили к первой мировой войне) и без сожаления были ликвидированы.

   Форт “Ж” (Дубинники) - один из немногих литерных фортов, полностью завершенных перед первой мировой войной - был стерт с лица земли отступающими русскими войсками. От него сохранился только ров, но зато - целиком.

   Форт “З” сохранился полностью, только в 60-х годах кто-то додумался хранить в нем какие-то химикалии. Затем вокруг него организовали городскую свалку, а потом вообще засыпали землей по самую крышу. Сейчас он частично откопан и внутрь его ведут два лаза. Но химические отходы до сих пор хранятся в казематах форта и лучше туда не залезать.

   Кроме того, сохранилось несколько промежуточных казарм, и некоторые из них находятся в довольно приличном состоянии.